среда, 22 сентября 2010 г.

Пётр Рауш. Революция, анархия и гражданская война

 В обывательском сознании бытует штамп о жёсткой причинно-следственной связи между революцией - и неизбежной якобы вслед за ней гражданской войной.
Между тем это, как не раз уже отмечалось, "ложь, абсурд и провокация". Масса примеров революций, за которыми никаких гражданских войн не следовало - в 1830-м Июльская во Франции, Сентябрьская 1870-го там же, революции в Португалии (не только антифашистская 75-го, но и та, по поводу которой Лев Николаевич Толстой радовался), Иран в 1979-м, кастристская на Кубе, последние на наших глазах - Майдан, пара киргизских (несмотря даже на Ош), югославская, 91-93 в Совсоюзе (за вычетом Кавказа и Таджикистана).

Гражданские же войны, случающиеся время от времени, являются не прямым следствием революций, а результатом РЕФОРМ, которые начинает осуществлять новая, пришедшая в результате революции, власть. Так было во Франции с якобинцами, в июньские дни (реформа Луи Блана по созданию "национальных мастерских" - и последующее их закрытие) и в 1871-м у Парижской коммуны (в порядке реформы решившей не только упразднить во Франции государство, заменив его федерацией коммун, но и решительно вмешаться в имущественные отношения). Так было и у большевиков (военный коммунизм - был попыткой РЕФОРМИРОВАНИЯ социально-экономической системы). Однако в том же 17-м году ещё Дыбенке удавалась блестящим образом распропагандировать наступавшие на Питер войска Керенского-Краснова, предложив им повесить вместе Керенского и Ленина на одном фонаре. Повесить солдаты и матросы были не прочь - а вот воевать, пока их не прижало, решительно не хотели... То есть мысль в том, что за революцией - вовсе не обязательно следует взаимоистребление.
И всеобщая анархия, для всех, тем более не следует. Всеобщая - она вообще по определению невозможна, поскольку очень многим и не нужна. А вот что действительно происходит в ходе каждой революции - так это увеличение возможностей для свободы, самовыражения и самоуправления.
Даже тогда, когда к власти немедленно лезет какая-нибудь кровавейшая диктатура типа большевистской, этот освободительный эффект всё равно не исчезает - или по крайней мере не сразу. Паспорта и паспортный учёт-контроль в СССР ввели после их отмены в 17-м только в начале 30-х. Свобода печати в 20-х годах в сравнении с царскими временами в сравнение не идёт. И даже музей Кропоткина до конца 30-х каким-то образом функционировал.
Революция не только меняет старую власть на новую, но и прошибает в системе власти вообще, как таковой, такие дыры, которые невозможно заделать сразу - а с некоторыми из них даже диктаторские режимы вынуждены так или иначе мириться...
http://forum.anarhist.org/post/6211

Комментариев нет:

Отправить комментарий